ПСИХОЛОГ, СЕМЕЙНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ТЕРАПЕВТ, РАССТАНОВЩИК
+7 (913) 72-40-222

Основные психологические причины, вызывающие соматизацию?

Основные психологические причины, вызывающие заболевания:

Эмоции, которые не выдерживаются сознанием и не находят выхода  во внешний мир, вытесняются с уровня сознания  и переходят на уровень тела, проявляясь в нарушении какого-либо органа или системы. Существует несколько моделей того, как это происходит:

1.Внутренний конфликт сознательной и бессознательной частей личности:

Например: В тот момент, когда уставшая и не выспавшаяся мать начинает размышлять  «…зачем я только родила…»-в груди формируется комочек лактостаза. То есть  тело уже среагировало против того, чтобы питать ребенка.

Например: Пациентка  жаловалась на приступы страха, панические атаки, сильные головокружения и учащение сердцебиения. Когда  она рассказала о своей семье, выяснилось, что мать ушла от ее отца, когда была беременна ею. Она  встретила мужчину (отчима девушки) и сказала ему, что отец ее ребенка умер. Вся семья живет в одной деревне.  Сейчас девушка тайно ходит в гости к своему родному отцу, боясь, что об этом узнает отчим. Приступы происходят после этих визитов, при кумуляции эмоций и ощущаются пациенткой как своего рода разрядка. С одной стороны она любит отца, с другой она должна сдерживать, скрывать это чувство, прятаться от соседей и случайных знакомых, для того, чтобы поддержать свою мать.

В терапии  мы увидели, что ее симптомы связаны с тайной, которую она несет. Я спросила ее, насколько для нее возможно сказать своему отчиму о том, что у нее есть отец. Она ответила, что «лучше буду  болеть, чем предам  свою мать».

Терапия в данном случае направлена на включение исключенного члена системы (отца), и принятие через него своей жизни.

2.Мотивация или условная выгода симптома:

На мой вопрос: -«Для чего было бы хорошо, чтобы симптом ребенка вернулся снова» мать отвечает, что когда ребенок болеет она с «чистой совестью» сидит дома, потому что она работает менеджером по продажам, а к «продавцам» в ее семье отношение как к «обманщикам». Следовательно, находясь дома, мать имеет поддержку и одобрение своей семьи, а идя на работу встречает негатив и сопротивление со стороны родственников. Симптом ребенка в данном случае -это способ примирить работу и семью.

Другой пример: Мать и дочь находятся в конфликтных отношениях. Дочь заболевает, и мать прекращает обвинения в ее адрес, начинает заботиться о ней, ухаживать, приходить ставить уколы и т.д. В общем, чем дочери хуже, тем лучше отношения с матерью. В результате дочь бессознательно удерживает себя в состоянии болезни, показывая матери –врачу, что лекарства ей не помогают, симптомы остаются и она по-прежнему нуждается в материнской заботе и уходе. Таким образом,  дочь получает заботу матери через свой симптом.

Терапия может быть направлена на формирование другого способа получения желаемого результата (в первом случае проявления лояльности родительской системе, во втором установление близких теплых отношений с матерью) без помощи симптома, другим, подходящим пациентке,  путем.

3.Эффект внушения другим лицом:

Отец сказал дочери: «Ничего хорошего из тебя не выйдет» и  она не смогла иметь детей. В 30 лет ей удалили матку.

Например: Дочь не беременеет, так как мать говорит ей : Куда ты еще собралась рожать?  Этих на ноги-то поставь!

Терапия, направленная на  сепарацию ( изменение модели) и сохранения своих границ в отношениях со значимыми людьми.

4.Элементы органической речи: Например, «у меня за него сердце болит».

5.Идентификация, попытка быть похожим на идеал.

Например: В родительской семье мужчины во время кризиса 2008 года мать кормила всю семью, а отец впал в депрессию в связи с потерей работы. Сейчас,             во время кризиса 2015 году  сын боится, что как и его отец он не сможет прокормить семью. А если жена забеременеет, то не сможет работать и спасти семью от голода и разорения. Тогда он начинает уезжать в командировку или заболевать, когда у жены овуляция.                Так мы получаем мужское психосоматическое бесплодие.

Например: «Когда я пришла на работу, я там была самой худой, самой молодой и неопытной и начала набирать вес. Мне внутренне казалось, что так я буду такая же, как они. Теперь мне не надо там никому ничего доказывать, а вес сбросить не могу.»

Терапия направлена на восстановление психологической границы, через которую пациент получает идентификацию.

6.Самонаказание (направление агрессии не на противника, а на себя)

Обратился молодой человек с водянкой левого яичка. Заболевание проявляется в скоплении жидкости вокруг яичка, как бы защищая его. Может привести к бесплодию.  Заболевание возникло после того, как от парня ушла девушка. Обычно он сам расставался с девушками, и ощущал прекращение отношений как завершенную историю. А сейчас для него ситуация не завершена, он не может внутренне расстаться с девушкой, а разум его должен был защищаться от боли расставания. То есть он в конфликте между своими чувствами (хочу быть с ней)  и разумом (она не хочет быть со мной). Он не выносит этой ситуации, хочет поговорить с девушкой, но удерживает свои эмоции (удержание жидкости вокруг яичка). Он пробует и не может иметь сексуальные отношения с другими девушками и после этого у него возникает водянка левого яичка. Когда он описывал случившееся, он сказал «я стал импотентен к этой ситуации»-это речевое выражение точно отображает физиологический процесс, происходящий в его организме, так как водянка приводит к импотенции.

Другой пример: У девочка 3 лет начались неконтролируемые дефекации, когда она находится дома. Если она уезжала на лето к бабушке, то симптом не проявлялся во время всей поездки, а именно 2 месяца. Когда мать видит, что дочь начинает прятаться под стол, за диван она ее вытаскивает оттуда и силой сажает на горшок, чтобы та не обкакалась. Мать  может отшлепать ребенка и поставить в угол.

Механизм возникновения симптома в этом случае-это удержание, не выражение эмоций, не выражение протеста матери. В ситуации, когда возможна физическая агрессия со стороны матери, ребенок постоянно находится в состоянии напряжения низкой интенсивности, в состоянии страха, автоматически сжимается сфинктер. Так как ситуация не предсказуема для ребенка, то расслабление не происходит, это вызывает запоры и, впоследствии, неконтролируемые дефекации.

Первый шаг изменений-это расслабить тело и, соответственно, сфинктер. Для этого было рекомендовано убрать все физические наказания и разрешить ребенку какать в штаны, чтобы восстановить естественную регуляцию. Следующим шагом, на базе регулярного стула постепенно приучать к горшку. На эти изменения потребовалась неделя!!! Сначала ребенок покакал в штаны, а в следующий раз сел на горшок!

Терапия направлена на восстановление психологических границ ребенка, изменение модели поведения матери по отношению к ребенку.

7.Болезненный, травматический опыт прошлого.

Например: Пациентка с бесплодием неявного генеза. В системе рода у бабушки, после рождения второго ребенка возник рак и удалили матку, у мамы то же самое,  и на уровне пациентки эта информация трансформируется в убеждение, что лучше вообще не иметь детей, чем повторить историю женщин в своем роду.

Другой пример:  У девочки возникает головная боль, когда она находится вместе с другими девочками в ситуации конкуренции на гимнастике. Ее мама испытывает головную боль, когда находится среди большого количества людей, бабушка умерла от инсульта и также испытывала головные боли. В терапии мы ставим девочку в ситуацию конкуренции – она молчит и хочет уйти. Дома, когда мама на нее ругается она уходит в свою комнату (то есть не вступает в диалог, не отстаивает свои границы-убегает от контакта). Механизм возникновения симптома -подавление чувств и дистанцирование.

Головная боль является маркером удержанных  чувств. Терапия может быть направлена  на  изменение модели саморегуляции-обучение выражению чувств, предъявлению себя, возможности находиться в конфликте, а не дистанцироваться).

Часто мы обращаем внимание на симптомы или заболевания, которые уже невозможно игнорировать.  Если обратить на себя чуть больше внимания, то многие заболевания можно будет предотвратить. Для этого необходимо осознать происходящее и внести изменения на уровне психики, а не тела.

Скоро вебинар "Ребенок и школа"

Приглашаю на бесплатную лекцию "Заголовок лекции"

Например: 9XXXXXXXXX
Target Image